Главная » Англия

Вот как надо бороться против расизма! Английский опыт!

Опубликовано 11 Окт 2013 | Обсуждение закрыто | Просмотров: 266

Недавние скандалы на английских стадионах неразрывно связаны с проявлением расизма в футболе.

В отличие от событий 1970-80-х, когда данная проблема стояла остро, сейчас люди не стесняются высказывать свое мнение и требовать максимального наказания для тех, кто даже в самой безобидной форме позволил себе употребить одно из запретных слов на букву «н».

Цепочка событий, начавшихся с конфликта защитника «Челси» Джона Терри и игрока «Куинз Парк Рейнджерс» Антона Фердинанда, растянулась настолько, что в итоге стоила работы менеджеру сборной Англии Фабио Капелло.

Уругвайский кумир болельщиков «Ливерпуля» Луис Суарес был вынужден отсиживать восьмиматчевую дисквалификацию, употребив испаноязычный аналог слова «негр» по отношению к капитану «Манчестер Юнайтед» Патрису Эвра, а наставник «Красных» Кении Далглиш за желание публично поддержать своего футболиста выслушал немало порицаний.

Расизм в футболе — с чего всё начиналось...

Каждый из прецедентов, как и следовавшие за ними разбирательства, кажутся странными для жителя Украины. Но в Великобритании проблема расовой классификации людей возникла не вчера, потому и последние скандалы в тамошнем футболе — следствие столетних попыток каким-либо образом лишить любимую игру отголосков давно неактуального прошлого.

Хорошо известно, что Англия, ныне уделяющая вопросу расизма наибольшее внимание среди всех европейских держав, не единственная страна, которой приходилось решать эту болезненную проблему.

Более того, в Англии не так часто встречаются крайние формы проявления этнических противоречий, как это было свойственно Нидерландам, а также политизированным движениям в итальянском футболе. У англичан своя история болезни, возникшая из социальных комплексов британцев.

Имперское прошлое наложило серьезный отпечаток на мировосприятие многих среднестатистических британцев.

Изобретение англичанами футбола стало еще одним фактом в укреплении имперского сознания, требовавшего диктовать остальному миру, в каком направлении и каким образом двигаться дальше.

В 1904 году Англия отказала в поддержке новообразованной ФИФА, в 1930-м не поддержала идею проведения чемпионата мира, к которому снисходительно примкнула лишь спустя 20 лет — для того чтобы уступить сборной Соединенных Штатов Америки.

Снисходительность к другим футбольным нациям проявлялась и в отношении к чернокожим футболистам, проживавшим на территории Англии. Нынешние стереотипные убеждения о том, что выходцы из Африки не отличаются интеллектуальными способностями, я оттого их невозможно обучить тактическим премудростям игры, родились не вчера.

Даже смирившись с идеей задействовать в «белой» игре способных чернокожих футболистов, британцы не отказались от заложенных колониальным прошлым предрассудков.

И сегодня от некоторых английских менеджеров можно услышать проскальзывающие между строк жалобы на то, как непросто адаптиропать в британской среде африканца. «Недостаток дисциплины» и «неприятие холода» стали классическими упреками в адрес чернокожих футболистов.

В Бразилии 1920-х годов чернокожим футболистам было принято делать макияж из рисовой пудры, дабы уберечь игроков от гнева белых болельщиков, но на родине футбола к таким вопросам относилось несколько проще.

Представители негроидной расы были мало уважаемыми среди поклонников, но наиболее одаренным все же удавалось изменить к себе отношение общества.

Одним из них был легендарный бомбардир «Эвертона» Дикси Дин.

Мастер игры головой имел южноамериканские корни, у Дина была смуглая кожа, что время от времени выводило из себя кого-нибудь из раздосадованных поражением зрителей.

«Мы тебя еще достанем, черный ублюдок!» — бросил ему вслед кто-то из болельщиков команды соперника.

Дин, не медля, помчал на трибуну, где стал охаживать обидчика кулаками. Полицейский сумел успокоить футболиста, после чего... пожал ему руку.

Но до того дня, когда любой чернокожий футболист получил возможность наказать обидчика не с помощью кулаков, а в суде, было еще очень далеко.

«НА ФУТБОЛЬНОМ ФРОНТЕ»

В 1978 году Вив Андерсон дебютировал в английской сборной, и он считается первым чернокожим футболистом в ее составе.

На самом деле за десять лет до него в сборной появился защитник «Лидса» Пол Рини, в жилах которого текла африканская кровь. Но, во-первых, Рини был мулатом, во-вторых, факт принадлежности к смешанной расе уроженец Лондона благоразумно скрывал — смуглый и смуглый, что тут такого?

Когда в национальной команде появился Андерсон, проблема расовой дискриминации в футболе стояла как никогда остро. Бананы, обезьяньи визги — всем этим забавлялись молодые радикально настроенные болельщики, которых подначивала агитация организаций, боровшихся за «чистоту британской нации».

Футбол в этом случае был отличным подспорьем. В 1970-х годах процветавшие в Лондоне неофашистские группы облюбовали футбольные стадионы как подходящее место для распространения своих идей среди молодежи.

Организации вроде «Национального Фронта» и «Британской Национальной Партии» были слишком маргинальными, чтобы попасть в парламент, их поддержка среди населения была минимальной, но на стадионах, где каждый пришедший мог почувствовать себя свободным, они получили благодатную почву.

Склонность некоторых болельщиков к эмоциональным возгласам по ходу матча можно было обернуть в свою пользу, что и делали представители «Национального Фронта».

Все чаще на матчах «Челси», «Миллуолла» и «Вест Хэма» бесплатно раздавали пропагандистскую литературу, с трибун звучали провокационные речевки, и множество юных поклонников лондонских клубов находили заманчивой и интересной поддержку агрессивной и радикальной идеологии.

Дошло до того, что «Национальный Фронт» даже начал продавать сувениры клубу «Вест Хэм» с изображением символики неофашистской организации.

В одной из книг, посвященных проблеме развития расизма в футболе, рассказана история чернокожего лондонца, болельщика «Вест Хэма ». За всю свою жизнь он всего дважды побывал на матче обожаемой им команды, потому что еще в детстве кто-то из друзей посоветовал ему не ходить на «Аптон Парк», так как «там не любят черных».

Можно не сомневаться в том, что таких примеров найдется немало, и они демонстрируют, насколько сильны были имперские предрассудки даже спустя полторы сотни лет после отмены рабства.

С 1977 года «Национальный Фронт» приступил к выпуску молодежного издания «Бульдог», а одна из обязательных рубрик регулярного выпуска носила название «На футбольном фронте».

«Присоединяйтесь к битве за расу и нацию!» — открыто призывала газета, создатели которой не сидели, сложа руки.

Вскоре они приступили к организации поездок на выездные матчи английской сборной, где ярые активисты получали раздолье для демонстрации своих убеждений. «Римские салюты», фашистские слоганы и символы нередко сопровождали английских футболистов в их дальних путешествиях.

«Англия победила 1:0, гол Барнса не считается», — реагировали такие «болельщики» на успешное выступление чернокожего футболиста, забившего непревзойденный гол в ворота сборной Бразилии на легендарном стадионе «Маракана».

Разумеется, среди простых болельщиков хватало тех, кто хотел и был готов дать отпор воинствующим фашистам. В «Тоттенхэме», «Лидсе» и других клубах стали собираться «антифашистские» и «антирасистские» организации, их представители не только вели свою пропагандистскую работу, но и могли спокойно схлестнуться с противниками в уличных драках.

Тяжелое социально-экономическое положение в 1980-е годы, трагедий на «Эйзеле» и «Хиллсборо» вынудили подключиться к борьбе с глобальными проблемами в английском футболе высшее руководство.

Расовая дискриминация и хулиганство были обусловлены социальными и политическими проблемами в стране. Как ни прискорбно это признавать, но страшные трагедии, заставившие пересмотреть идеалы английского футбола и его «террасные» традиции, нанесли удар по расизму.

В начале 1990-х главные футбольные организации страны разработали общую программу по искоренению расовой дискриминации в игре. Медленно, но уверенно такая политика начала давать результат, особенно после того, как к борьбе с этим явлением подключились ФИФА и УЕФА.

Как всегда бывает, благое дело дает и свои побочные эффекты, но наученные горьким опытом англичане лучше уделят повышенное внимание невинному «негро» из уст Луиса Суареса, чем позволят создать ситуацию, при которой возникнет вероятность возвращения старых проблем с расизмом в футболе.

Мы можем сколько угодно смеяться и иронизировать на тему чрезмерной толерантности британцев, но родоначальники футбола прошли такой длинный и непростой путь, что они имеют все основания воспринимать это серьезно.


Предлагаю ещё почитать: